http://russian-west.narod.ru/history/voina/voina.htm
ВОЕННАЯ
1. Последний штурм
1.1. Эвакуация через Пиллау
С началом Второй мировой войны город погрузился в маскировочную мглу. Вновь погасли огни маяка. Все чаще с Восточного фронта стали прибывать раненые и приходить извещения о гибели немецких солдат на просторах России. На городском кладбище вблизи современного Дома культуры появилось захоронение нескольких десятков немецких летчиков — жителей Пиллау, погибших у стен далекого Ленинграда.
Рождественские праздники 1945 года большинство жителей Пиллау провели в кругу близких родственников. Военные дороги находились еще вдали от города. Правда, в домах и квартирах стало намного теснее. Со всех уголков Германии сюда стекались тысячи беженцев, потерявших свой кров. Еще осенью сюда прибыли транспорты из Латвии и Эстонии. Сходившие на берег люди говорили: «Русских не остановить! Они будут здесь».
В середине января 1945 года от артиллерийской канонады на полках зазвенела посуда. Советские войска вели ожесточенные сражения на границах Восточной Пруссии. Немецкие жители, покинувшие города и селения Замланда, двигались по тонкому льду залива в надежде достичь противоположного берега. Их колонна растянулась на многие километры. Повозки и тележки с домашними вещами бесследно исчезали в многочисленных полыньях, пробитых для прохода судов с боеприпасами и военным имуществом для 4-й немецкой армии, окруженной советскими войсками. Людей на косе Фрише-Нерунг оказалась столько, что им пришлось идти вдоль побережья под огнем советских батарей, стоявших на юго-восточном берегу залива. Один из немецких генералов признался, что эта картина напоминала ему дорогу в ад.
С каждым днем возрастало напряжение и среди пиллауских жителей. По улицам разъезжали машины с громкоговорителями, из которых доносились слова: «Жители Пиллау! Берите детей и документы, продовольствие, все вещи оставляйте здесь». Обочины дорог, ведущих в гавани, были заняты повозками и автомобилями. Но они все прибывали и прибывали. К месту стоянки кораблей отряды полиции и жандармерии пропускали лишь тех, кто имел посадочный номер. Люди оставляли багаж на причалах, взбирались на суда по канатам и плетеным трапам. В толпе беженцев скрывались и немецкие солдаты, переодетые в женское платье.
История штурма Пиллау будет неполной без описания героических атак немецких кораблей Героя Советского Союза (посмертно), командира подводной лодки «С-13» Александра Ивановича Маринеско.
Об «атаке века» написано много и подробно. 30 января 1945 года, на подходах к Данцигской бухте, командир подводной лодки «С-13» обнаружил, преследовал и тремя торпедами (четвертая не вышла из торпедного аппарата по техническим причинам) потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлоф» (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25.484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч человек.
Бывший туристический лайнер «Вильгельм Густлоф» уже давно стал плавучей учебной базой немецких подводников. В момент потопления на его борту находилось 3700 обученных специалистов-подводников, которые следовали к месту назначения, а также женский батальон ВМФ, войсковое соединение 88-го зенитного полка, хорватские добровольцы. На борту «Густлофа» были 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии, множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС. Как признал потом весь мир, в том числе и немцы, «это была законная цель для атаки».
«Вильгельм Густлоф» стал самым крупным военным транспортом, потопленным в годы войны нашими подводниками. Есть легенда, что именно на «Густлофе» немцы вывозили в Германию знаменитую «Янтарную комнату». По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор.
Вопреки стойким и красивым легендам в Германии не было трехдневного траура, и Гитлер не объявлял Маринеско личным врагом. Сообщение о гибели лайнера могло подорвать у германской нации стойкость духа.
В этом же походе 10 февраля «С-13» мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14.660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий).
Для командира подводной лодки «С-13» капитана 3 ранга А.И. Маринеско десятое февраля было обычным днем боевого похода. На подходах к Данцигской бухте акустик услышал шум винтов большого корабля, перемещавшегося на запад. Командир повел лодку на сближение. В тот момент, когда Маринеско был готов дать залп носовыми торпедными аппаратами, на него неожиданно повернул эсминец охранения. Подводникам пришлось уклоняться от возможного таранного удара. Но командир от атаки не отказался. Он приказал дать залп кормовыми торпедными аппаратами. Это позволяло в случае атаки кораблей охранения тотчас уйти на глубину. Обе торпеды попали в немецкий транспорт. Огромная масса воды поднялась на уровень мачт и на время закрыла иллюминаторы на командном мостике. Зенитные орудия вместе с расчетами оторвались от палубы и упали в воду. Корабль переломился на две части. Нос корабля задрался высоко вверх, корма резко ушла под воду, обнажив валы и лопасти винта. Подошедшие к месту гибели «Штойбена» сторожевые корабли смогли поднять из ледяной воды около 300 человек.