Дом техники
Балдур Кёстер. Перевод Алексея Шабунина.
07.09.2006
(часть Восточной ярмарки)
(с 1933 г. назывался Шлягетер-хаус)
Вальдбургштрассе 16/ Валльринг 30-32 — ул. Горького, 2.
Время постройки: 1924-1925.
Архитектор: Ганнс Хопп.
О Восточной ярмарке:
Основание Восточной ярмарки было идеей бургомистра Ломайера: после отделения от рейха Кёнигсберг должен был доказать, что может и далее выполнять функцию посредника и моста к восточно-европейским государствам. В сентябре 1920 г. состоялась первая ярмарка в зоосаде. Это было временным решением. Непосредственно после этого город был к счастью в состоянии предоставить в распоряжение ярмарки территорию бывших вальных сооружений в качестве идеальной строительной площадки. Ганнс Хопп получил заказ на проектирование здания входа с администрацией ярмарки и первые выставочные помещения. Лицом к Ганзаплац и позднее к Торговому двору им была построен открытый выставочный зал с пятью большими арками, к которым по бокам были пристроены два одноэтажных блока со служебными помещениями. С северо-востока примыкали выставочные здания, они выходили на большое свободное пространство, которое производило ещё больший эффект благодаря рядам высоких деревьев на бывшем валу, выглядывавших над протяжёнными зданиями. По главной оси этого открытого пространства на юго-востоке стояло центральное сооружение: большой ресторан ярмарки в виде 12-ти угольного сооружения. До 1923 г. была возведена собственно территория ярмарки, выходящая на Вальдбургштрассе. В войну этот комплекс был разрушен, уцелел только ресторан. Развалины были убраны, в настоящее время большой парк окружает стоящее в одиночестве здание бывшего ресторана (на юго-востоке зелёных насаждений с 1996 г. возводится православный собор).
Восточная ярмарка стала крупным успехом, из года в год росла потребность в выставочных площадях. Так в 1924-25 гг. был закончен последним Дом техники. Вместе с ним общая выставочная площадь Восточной ярмарки достигла 80000 кв.м.
Строительное описание:
При проектировании главной проблемой Ганнса Хоппа было создать выставочный зал на площади в 6000 кв.м, добавив к нему сразу же целый ряд функций. Для удовлетворения этого условия по четырём углам были возведены выступающие пристройки, высотой в 3/4 от высоты зала. На трёх этажах пристроек были размещены бюро, учебный кинотеатр и ресторан.
Зал длиной в 121 м и шириной в 46 м был поделён им на средний пролёт шириной в 26 м и два боковых пролёта, на эмпорах которых стало воз-можным возведение дополнительных площадей. Перекрытие зала должно было быть как можно более ненавязчивым, чтобы обратить всё внимание на выставочные экспона-ты. Поэтому Хопп не сделал никаких открытых стропильных ферм, а положил поверх балок плоское перекрытие. Видные только на чертеже в разрезе стальные фермы таким об-разом снизу видны не были. Так снизу можно были различить только промежутки между бетонными опорами и лежащие на них бетонные балки. Бетонные опоры и эмпоры ограничивали зримое впечатление от среднего пролёта, но за ними пространство продолжалось. Можно было почувствовать большую лёгкость. От верхнего света отказались из-за сурового восточно-прусского климата. Верхнее освещение происходило только через многочисленные, высокие, но при этом сравнительно узкие окна, пустые проёмы которых хорошо различимы на фотографии вверху справа. Такого освещения (так как и потолки были покрашены в белый цвет) должно было вполне хватать. Электрический мостовой кран под потолком мог охватить весь средний пролёт, кран с поворотной стрелой служили для обслуживания эмпор. К залу были проложены железнодорожный путь и дорога для тяжёлой техники. Заштри-хованное на плане распределение стендов могло быть легко изменено для других мероприятий. К каждому стенду были подведены газ, вода, свет, электричество и телефон. Зал отапливался газом. Искусственной вентиляции не было, всё проходило естественным образом. Жалоб не было.
Задачей архитектора было соединить широко раскинувшийся зал, который в своём соотношении имел меньшую высоту, с его четырьмя при-стройками, создав из них одну большую форму. Длинные стены зала оживляются по всем сторонам посредством кажущегося бесконечным ряда узких, стремящихся ввысь окон. Фасад же производит более живое впечатление благодаря светлым оконным перемычкам из бетона, выступающих вперёд в виде блоков. Снаружи стропильные фермы прячутся за высокой стеной высотой в 2 м. Возникает впечатление совершенно плоского кубического здания.
И если стены зала из-за их расчленения стремятся ввысь и направлены вверх, у четырёх при-строек, охватывающих углы в форме плоских кубов, ориентация была сделана сознательно горизонтальной. Их фасады, поделенные на три этажа, сделаны также как и фронт здания. Независимо от того, с какой стороны приближаешься, стены дома всегда задают масштаб, а более высокие стены с окнами зала выдаются над ними. Стены дома украшены по моде 20-х годов (такой же тип украшений мы ещё неоднократно встретим в главе “Многоэтажные жилые здания”) лентами окон. В промежуточных поверхностях между проёмами окон выдаются вперёд каждый второй или третий слой кирпича. Благодаря подчёркнуто горизонтальной ориентации эти кирпичные структуры становятся связующими элементами, из-за которых окна и поверхности стен производят впечатление сплошной ленты.
Помимо этого горизонтальный характер усиливается также и тем, что окна вверху и внизу — так же как и в случае стен зала — обрамлены выступающими светлыми бетонными элементами.
Со стороны входа на юго-западе сбоку от бокового входа на высоте эмпор расположены террасы. Они имеют тяжёлую массивную бетонную конст-рукцию и стоят на опорах в форме V, образуя противовес к лёгкости зала.
И в целом, со стороны фронта Хопп использует формы (например, выступающие бетонные плиты над окнами), которые появляются не только по их функциональному назначению — что становится для него позднее обязательным — а и выражают экспрессионистский вкус времени.
В наст. время от самого зала осталась стоять только руина. Крыши вообще нет, из ещё оставшихся бетонных опор торчит ржавая арматура, На открытой территории внутри ещё стоящих внешних стен расположился рынок под открытым небом. Пристройки по-прежнему используются, но перекрыты плоскими односкатными крышами. Недавно часть их была покрашена в ярко-красный цвет, при этом горизонтальные ленты были выделены белым цветом. Из открытого пространства под бывшей террасой сейчас сделаны небольшие помещения. При внимательном рассмотрении ещё можно распознать опоры в форме V.
У входа в юго-восточную пристройку сохранилась в качестве “фирменного символа здания” скульптура “Рабочий” архитектора Германна Брахерта, созданная из известняка в 1923/24 гг. Сейчас она тоже покрыта белым цветом по типу расположенных рядом выступающих слоёв кирпича. Красный фон должен являть контраст к скульптуре.
07.09.2006
(часть Восточной ярмарки)
(с 1933 г. назывался Шлягетер-хаус)
Вальдбургштрассе 16/ Валльринг 30-32 — ул. Горького, 2.
Время постройки: 1924-1925.
Архитектор: Ганнс Хопп.
О Восточной ярмарке:
Основание Восточной ярмарки было идеей бургомистра Ломайера: после отделения от рейха Кёнигсберг должен был доказать, что может и далее выполнять функцию посредника и моста к восточно-европейским государствам. В сентябре 1920 г. состоялась первая ярмарка в зоосаде. Это было временным решением. Непосредственно после этого город был к счастью в состоянии предоставить в распоряжение ярмарки территорию бывших вальных сооружений в качестве идеальной строительной площадки. Ганнс Хопп получил заказ на проектирование здания входа с администрацией ярмарки и первые выставочные помещения. Лицом к Ганзаплац и позднее к Торговому двору им была построен открытый выставочный зал с пятью большими арками, к которым по бокам были пристроены два одноэтажных блока со служебными помещениями. С северо-востока примыкали выставочные здания, они выходили на большое свободное пространство, которое производило ещё больший эффект благодаря рядам высоких деревьев на бывшем валу, выглядывавших над протяжёнными зданиями. По главной оси этого открытого пространства на юго-востоке стояло центральное сооружение: большой ресторан ярмарки в виде 12-ти угольного сооружения. До 1923 г. была возведена собственно территория ярмарки, выходящая на Вальдбургштрассе. В войну этот комплекс был разрушен, уцелел только ресторан. Развалины были убраны, в настоящее время большой парк окружает стоящее в одиночестве здание бывшего ресторана (на юго-востоке зелёных насаждений с 1996 г. возводится православный собор).
Восточная ярмарка стала крупным успехом, из года в год росла потребность в выставочных площадях. Так в 1924-25 гг. был закончен последним Дом техники. Вместе с ним общая выставочная площадь Восточной ярмарки достигла 80000 кв.м.
Строительное описание:
При проектировании главной проблемой Ганнса Хоппа было создать выставочный зал на площади в 6000 кв.м, добавив к нему сразу же целый ряд функций. Для удовлетворения этого условия по четырём углам были возведены выступающие пристройки, высотой в 3/4 от высоты зала. На трёх этажах пристроек были размещены бюро, учебный кинотеатр и ресторан.
Зал длиной в 121 м и шириной в 46 м был поделён им на средний пролёт шириной в 26 м и два боковых пролёта, на эмпорах которых стало воз-можным возведение дополнительных площадей. Перекрытие зала должно было быть как можно более ненавязчивым, чтобы обратить всё внимание на выставочные экспона-ты. Поэтому Хопп не сделал никаких открытых стропильных ферм, а положил поверх балок плоское перекрытие. Видные только на чертеже в разрезе стальные фермы таким об-разом снизу видны не были. Так снизу можно были различить только промежутки между бетонными опорами и лежащие на них бетонные балки. Бетонные опоры и эмпоры ограничивали зримое впечатление от среднего пролёта, но за ними пространство продолжалось. Можно было почувствовать большую лёгкость. От верхнего света отказались из-за сурового восточно-прусского климата. Верхнее освещение происходило только через многочисленные, высокие, но при этом сравнительно узкие окна, пустые проёмы которых хорошо различимы на фотографии вверху справа. Такого освещения (так как и потолки были покрашены в белый цвет) должно было вполне хватать. Электрический мостовой кран под потолком мог охватить весь средний пролёт, кран с поворотной стрелой служили для обслуживания эмпор. К залу были проложены железнодорожный путь и дорога для тяжёлой техники. Заштри-хованное на плане распределение стендов могло быть легко изменено для других мероприятий. К каждому стенду были подведены газ, вода, свет, электричество и телефон. Зал отапливался газом. Искусственной вентиляции не было, всё проходило естественным образом. Жалоб не было.
Задачей архитектора было соединить широко раскинувшийся зал, который в своём соотношении имел меньшую высоту, с его четырьмя при-стройками, создав из них одну большую форму. Длинные стены зала оживляются по всем сторонам посредством кажущегося бесконечным ряда узких, стремящихся ввысь окон. Фасад же производит более живое впечатление благодаря светлым оконным перемычкам из бетона, выступающих вперёд в виде блоков. Снаружи стропильные фермы прячутся за высокой стеной высотой в 2 м. Возникает впечатление совершенно плоского кубического здания.
И если стены зала из-за их расчленения стремятся ввысь и направлены вверх, у четырёх при-строек, охватывающих углы в форме плоских кубов, ориентация была сделана сознательно горизонтальной. Их фасады, поделенные на три этажа, сделаны также как и фронт здания. Независимо от того, с какой стороны приближаешься, стены дома всегда задают масштаб, а более высокие стены с окнами зала выдаются над ними. Стены дома украшены по моде 20-х годов (такой же тип украшений мы ещё неоднократно встретим в главе “Многоэтажные жилые здания”) лентами окон. В промежуточных поверхностях между проёмами окон выдаются вперёд каждый второй или третий слой кирпича. Благодаря подчёркнуто горизонтальной ориентации эти кирпичные структуры становятся связующими элементами, из-за которых окна и поверхности стен производят впечатление сплошной ленты.
Помимо этого горизонтальный характер усиливается также и тем, что окна вверху и внизу — так же как и в случае стен зала — обрамлены выступающими светлыми бетонными элементами.
Со стороны входа на юго-западе сбоку от бокового входа на высоте эмпор расположены террасы. Они имеют тяжёлую массивную бетонную конст-рукцию и стоят на опорах в форме V, образуя противовес к лёгкости зала.
И в целом, со стороны фронта Хопп использует формы (например, выступающие бетонные плиты над окнами), которые появляются не только по их функциональному назначению — что становится для него позднее обязательным — а и выражают экспрессионистский вкус времени.
В наст. время от самого зала осталась стоять только руина. Крыши вообще нет, из ещё оставшихся бетонных опор торчит ржавая арматура, На открытой территории внутри ещё стоящих внешних стен расположился рынок под открытым небом. Пристройки по-прежнему используются, но перекрыты плоскими односкатными крышами. Недавно часть их была покрашена в ярко-красный цвет, при этом горизонтальные ленты были выделены белым цветом. Из открытого пространства под бывшей террасой сейчас сделаны небольшие помещения. При внимательном рассмотрении ещё можно распознать опоры в форме V.
У входа в юго-восточную пристройку сохранилась в качестве “фирменного символа здания” скульптура “Рабочий” архитектора Германна Брахерта, созданная из известняка в 1923/24 гг. Сейчас она тоже покрыта белым цветом по типу расположенных рядом выступающих слоёв кирпича. Красный фон должен являть контраст к скульптуре.